Методические рекомендации по проведению 1 урока в 2015-2016 учебном году по теме «Люблю тебя, родной Донбасс!»
Донбасс – мое Отечество Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
Донбасс – мое Отечество Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
В.Зайцев
Современная жизнь ежедневно ставит нас в такие ситуации, которые требуют продуманных решений и кардинальных изменений в политической, социальной, экономической, правовой духовно-культурной сферах, вместе с тем открывает и новые перспективы развития. И в этой ситуации главная задача системы образования удовлетворение потребности в подготовке жизнеспособной и конкурентоспособной молодежи, которая бы достойно представляла Донбасс в мировом сообществе, способствовала развитию социально-экономической, политической и культурной сфер жизни нашей страны.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые
требования к личности, формируются новые жизненные установки,
утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, и вся система
воспитания должна корректировать перепады несоответствий между
требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на
устойчивых ценностях, которые являются жизненным фундаментом любого
гражданина, основой объединения народностей, проживающих в ДНР. Таким
стержнем является патриотизм, формирующийся и утверждающийся
средствами целенаправленного патриотического воспитания.
Патриотизм проявляется в любви к Родине, своему народу, заботе о его
благе, содействии становлению и утверждению новой республики, готовности
отстоять ее независимость, защищать ее, разделять свою судьбу с судьбой
республики.
Цель патриотического воспитания (согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР) и состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, развивать у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формировать профессиональные и социально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
События последних месяцев показали, что молодое поколение Донецкой
Народной Республики проявляет высокий уровень патриотического самосознания,
осознает свой гражданский долг, понимает свою ответственность за судьбу молодой Республики.
В настоящее время особую актуальность приобретают продолжение сложившихся позитивных традиций в системе патриотического воспитания республики, реализация основных идей Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, ориентированных на формирование четкой гражданской позиции обучаемых.
Важная роль в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию
отводится первому уроку, который должен обеспечить преемственность ключевых идей патриотического воспитания, становления гражданственности подрастающего поколения.
С целью духовно-нравственного развития студентов, воспитания любви к
родному краю, уважения к Отечеству рекомендуем в 2015-2016 учебном году
провести 1 сентября 1-й урок по теме «Люблю тебя, родной Донбасс!».
В содержании первого урока необходимо отразить ключевые идеи
современного патриотического воспитания юных граждан ДНР:
- понятие «единой» Родины: нет «малой родины», нет большой Родины,
Родина только одна – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего – где
ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности
места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с
ощущением собственного дома;
- осознание сопричастности и ответственности за судьбу родного края,
за будущее своей Отчизны и готовность трудиться ей на благо, видение своей
роли в развитии Республики;
- воспитание толерантности с учетом многонационального и
поликонфессионального состава ДНР и связанного с этим многообразия
национально-этнических культур;
- воспитание целенаправленности и настойчивости в достижении жизненной цели;
воспитание экологической культуры,
культуры межличностных отношений, познавательного интереса к жизни своего села,
города, республики, навыков исследовательской деятельности.
Во время подготовки к проведению первого урока рекомендуем изучить
нормативно-правовое и методическое обеспечение патриотического
воспитания студенческой молодежи, которое определяет лейтмотив и
содержательную линию урока.
Структура и план проведения урока зависит от творчества каждого
педагога, которые во время подготовки должны учитывать возможности
студенческого коллектива, индивидуальные особенности студентов.
При подготовке к проведению первого урока следует обратить
внимание на информационно-пропагандистскую работу: дискуссия, устный
журнал, пресс-конференция, тематическая лекция, просмотр и обсуждение
хроникально-документальных и художественных фильмов о Донецком крае,
компьютерные презентации, литературно-музыкальная гостиная и др., а также
использовать и такие формы работы как брейн-ринг, философский стол,
деловая игра, презентация проектов.
При проведении первого урока важно опираться на знания, полученные
студентами на уроках литературы, истории, географии и др. Важно
использовать краеведческий материал по истории республики _ педагог может
совершить вместе со студентами экскурс в историю родного города. Кроме
того, рекомендуем максимально эффективно использовать культурно-
образовательный потенциал музеев, школ искусств, библиотек, организаций
дополнительного образования, иных учреждений. В процессе подготовки и проведения первого урока необходимо учитывать возможности образовательной организации, специфику окружающего ее социума, при этом акцентируя внимание на максимальном
вовлечении в проведение урока самих студентов, так как основным подходом в
обучении является системно-деятельностный, компетентностно-ориентированный и личностно-ориентированный подход.
Поскольку первый урок - это один из этапов целостной системы
воспитания, которая осуществляется на протяжении всего периода учебно-
воспитательного процесса в общеобразовательной организации, желательно,
чтобы он прошел торжественно и празднично.
Полнее раскрыть тему урока позволит широкое использование
произведений поэтов и прозаиков родного края, деятелей искусства,
краеведческого материала, авторских работ студентов, справочных материалов
и т.п.
Эмоциональное восприятие информации студентами будет более
эффективным при включении в урок музыкальных произведений,
иллюстраций, слайд-шоу, мультимедийных презентаций.
В январе 2015 года на молодежном форуме «Конвейер идей» было
учреждено общественное движение «Молодая Республика», а также
утверждена схема молодежной организации, которая состоит из отделений по
патриотической, творческой, волонтерской, научной работе, отделения
воспитания здорового образа жизни, туристического отделения и молодежного
парламента.
Рекомендуем при подготовке к уроку установить контакты с членами
этой организации, (если представится возможность) пригласить участников
«Молодой Республики» на 1-й урок.
Эффективно организованный первый урок даст возможность нашим
студентам еще раз задуматься над вопросами патриотизма, повышения роли
духовно-нравственных ценностей, позволит активизировать процесс формирования в Республике единого гражданского общества. |